Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ для 11 класса 2013

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № *******»

Рассмотрено на ШМО Согласовано зам. директора Утверждаю: директор

№ _____ от ____ по УВР _________________ школы_____________

Руководитель ____________ ____________ Приказ № ___ от _____

Рабочая учебная программа по

Информатике и ИКТ

для 11 класса

Учитель Информатики и ИКТ


2013г.

  1. 1. Пояснительная записка

1.1 Статус документа

Рабочая учебная программа по информатике составлена

  1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  1. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  2. Приказ комитета образования ЕАО «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013 – 2014 учебный год для общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» № 254 от 27.05.2013
  3. Инструктивно-методические письма ОблИПКПР

1.2 Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

1.3 Общая характеристика учебного предмета

Любая парадигма образования во многом определяется потребностями общества, например ориентацией на гуманитарную культуру, на всеобщую грамотность, на изучение точных наук и пр. Сейчас в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Поэтому первостепенной задачей, стоящей перед преподавателями информатики, является принятие такой концепции обучения, целью которой будет создание базы информационной культуры выпускника школы. Это обеспечит в дальнейшем его быстрейшую адаптацию в информационном обществе.

Обучение ориентировано на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на умение анализировать и логически мыслить, на целенаправленное исследование явлений и объектов.

Предлагаемая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам.

При этом наибольшее значение будет иметь уровень развития мышления, который определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого обучающегося.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Особенно возрастает роль системного анализа на современном этапе, когда изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности.

Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является моделирование. Как практическое средство системного исследования различных объектов и процессов используется информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существеннее черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить иx поведение. При построении любой модели преследуются конкретные цели. Изучение одних сторон моделируемого объекта может осуществляться отказом от исследования других сторон. Для одного и того же объекта может быть построено несколько моделей, отображающих определенные стороны исследуемого объекта или характеризующих его с разной степенью детализации.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий.

1.4 Цели изучения информатики в старшей школе:

Сформировать понятия:

  • о видах информационных процессов;
  • о единицах измерения количества и скорости передачи информации; о принципе дискретного (цифрового) представления информации;
  • об основных свойствах алгоритма, о типах алгоритмических конструкций;
  • о программном принципе работы компьютера;
  • о назначении и функциях используемых информационных и коммуникационных технологий;

Учить:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

— создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

— создавать записи в базе данных;

— создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпыотерных источниках информации (справоч­никах и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Сформировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учеб­ной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

1.5 Место предмета в учебном плане

Всего 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

2. Содержание программы

2.1 Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

уроки

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

22

22

Моделирование и формализация

15

15

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

14

14

Информационное общество

5

5

Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ»

14

14

Итого

70

70

2.2 Содержание тем

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (22 часов)

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Операционная система Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации. Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Практическая работа 1.1 Виртуальные компьютерные музеи

Практическая работа 1.2 Сведения об архитектуре компьютера

Практическая работа 1.3 Сведения о логических разделах дисков.

Практическая работа 1.4 Значки и ярлыки на Рабочем столе

Практическая работа 1.5 Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.

Практическая работа 1.6 Установка пакетов в операционной системе Linux.

Практическая работа 1.7.Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов.

Практическая работа 1.9. Защита от компьютерных вирусов.

Практическая работа 1.11 Защита от хакерских атак.

Моделирование и формализация (15 часов)

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

Практическая работа 2.1. Исследование интерактивной физической модели.

Практическая работа 2.2. Исследование интерактивной астрономической модели.

Практическая работа 2.3. Исследование интерактивной алгебраической модели.

Практическая работа 2.4. Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия)

Практическая работа 2.5. Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия)

Практическая работа 2.6. Исследование интерактивной химической модели

Практическая работа 2.7. Исследование интерактивной биологической модели

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (14 часов)

Табличные базы данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных.

Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных.

Практическая работа 3.3.Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных

Практическая работа 3.5. Создание отчета в табличной базе данных

Практическая работа 3.6 Создание генеалогического древа семьи

Информационное общество (5 часа)

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ» (14 часов)

3. Ожидаемые результаты

Обучающихся должны:

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, вет­вление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техно­логий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информа­цию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памя­ти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглав­ления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изоб­ражения;

— создавать и использовать различные формы представления информации: форму­лы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления дан­ных к другому;

— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в ча­стности, в процессе проектирования с использованием основных операций гра­фических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осу­ществлять простейшую обработку цифровых изображений;

— создавать записи в базе данных;

— создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпыотерных источниках информации (справоч­никах и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (прин­тером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, циф­ровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргоно­мики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуни­кационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и черте­жей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учеб­ной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

4. Литература

4.1 Литература для обучающихся:

  1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009
  2. Информатика. Тестовые задания. / Кузнецов А. А., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. – 2-е изд. испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 232 с.
  3. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – М.: Лаборатория знаний, 2009. 394 с.: ил.

4.2 Литература для учителя

  1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009
  2. Информатика. Тестовые задания. / Кузнецов А. А., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. – 2-е изд. испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 232 с.
  3. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – М.: Лаборатория знаний, 2009. 394 с.: ил.
  4. Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие + 2 CD. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний
  1. 5. Календарно-тематический план

Тема урока,

практического занятия

Глава, §, стр

Дата

план

факт

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (22 часов)

1Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. История развития вычислительной техники.п. 1.1, стр.10-163.09
2Практическая работа 1.1Виртуальные компьютерные музеистр.16-196.06
3Архитектура персонального компьютера.

п. 1.2, стр.19-2310.09 4Практическая работа 1.2 Сведения об архитектуре компьютерастр.23-2513.09 5 Операционные системы.п.1.3стр.25-3417.09 6Практическая работа 1.3 Сведения о логических разделах дисков. стр.28-3020.09 7Практическая работа 1.4 Значки и ярлыки на Рабочем столестр.34-3624.09 8Операционная система Linux.п.1.3.3, стр.36-4027.09 9Практическая работа 1.5 Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux. стр.40-4101.10 10Практическая работа 1.6 Установка пакетов в операционной системе Linux.стр.41-434.10 11Защита от несанкционированного доступа к информации.п. 1.4, стр.43-488.10 12Практическая работа 1.7.Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.стр.48-4911.10 13

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программып. 1.5, 1.6.1, стр.49-5315.10 14 Компьютерные вирусы и защита от них.п.1.6.2, стр.53-5618.10 15Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов.стр.56-6322.10 16Сетевые черви и защита от них.

п. 1.6.3, стр.63-6625.10 17Практическая работа 1.9. Защита от компьютерных вирусов.

стр.66-7129.10 18Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

п.1.6.4 стр.71-722.11 19Практическая работа 1.10 Защита от троянских программ. стр.72-7512.11 20Хакерские утилиты и защита от них.п.1.6.5 стр.75-7615.11 21Практическая работа 1.11 Защита от хакерских атак.стр.76-7919.11 22Контрольная работа № 1 по теме: «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов». 22.11

Моделирование и формализация (15 часов)

23Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.п. 2.1,2 стр.80-8426.11 24 Формы представления моделей. Формализация.стр. 84-8829.11 25Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей.п.2.5,6,

2.6.1

стр. 88-913.12 26Практическая работа 2.1. Исследование интерактивной физической модели. 6.12 27Исследование астрономических моделей.

п.2.6.2, стр.91-9210.12 28Практическая работа 2.2. Исследование интерактивной астрономической модели. 13.12 29Исследование алгебраических моделей.

п. 2.6.3, стр.92-9417.12 30Практическая работа 2.3. Исследование интерактивной алгебраической модели. 20.12 31Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия).п. 2.6.4, 5, стр. 94-9724.12 32Практическая работа 2.4. Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия) 27.12 33Практическая работа 2.5. Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия) 12.01 34Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

П. 2.6.6, 7, стр. 97-100

14.01 35Практическая работа 2.6. Исследование интерактивной химической модели 17.01 36Практическая работа 2.7. Исследование интерактивной биологической модели 21.01 37Контрольная работа № 2 по теме: «Моделирование и формализация» 24.01

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (14 часов)

38Табличные базы данных.

п.3.1, стр.101-10428.01 39Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.п.3.2.1, стр.104-10531.01 40Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных.стр.106-1084.02 41Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.п.3.2.2, стр.108-1097.02 42Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных.стр.109-11311.02 43Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

п.3.2.3, стр.113-11414.02 44Практическая работа 3.3.Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросовстр.114-11718.02 45 Сортировка записей в табличной базе данныхп.3.2.4, стр.117-11821.02 46Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данныхстр.118-11925.02 47 Печать данных с помощью отчетов

п.3.2.5, стр.11928.02 48Практическая работа 3.5. Создание отчета в табличной базе данных стр.1192.03 49Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

п.3.3,4, стр.120-1236.03 50Практическая работа 3.6 Создание генеалогического древа семьистр.123-1259.03 51Контрольная работа № 3 по теме: «Базы данных. Системы управления базами данных. (в форме защиты проекта)13.03

Информационное общество (5 часа)

52Право в Интернете.

п.4.1, стр.126-127

16.03 53Этика в Интернете.

П.4.2, стр.127-130

20.03 54-55 Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

П.4.3, стр.130-136

22.03

3.04

56Конференция «Информационные коммуникационные технологии и общество».6.04 Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ» (10 ч)57Информация. Кодирование информации.

стр.138-141

10.04 58Устройство компьютера и программное обеспечение.

стр.142-145

13.04 59-60

Основные алгоритмические структуры. Формальное исполнение алгоритма.

стр. 146-155

17.04

20.04 61-62Основы логики и логические основы компьютера.

Стр.156-158

22.04

25.04 63-64Моделирование и формализация.стр.

158-16029.04

3.0565-

66Информационные технологии.стр.160-1676.05

10.0567-

68Коммуникационные технологии.стр.167-16913.05

<p "="">17.0569-70Итоговое тестирование.24.05
199
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.