Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ для 10 класса 2013

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ******»

Рассмотрено на ШМО Согласовано зам. директора Утверждаю: директор

№ _____ от ____ по УВР _________________ школы_____________

Руководитель ____________

____________ Приказ № ___ от _____

Рабочая учебная программа по

Информатике и ИКТ

для 10 класса

Учитель Информатики и ИКТ

2013г.

  1. 1. Пояснительная записка

1.1 Статус документа

Рабочая учебная программа по информатике составлена

  1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  1. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  2. Приказ комитета образования ЕАО «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013 – 2014 учебный год для общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» № 254 от 27.05.2013
  3. Инструктивно-методические письма ОблИПКПР

1.2 Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

1.3 Общая характеристика учебного предмета

Любая парадигма образования во многом определяется потребностями общества, например ориентацией на гуманитарную культуру, на всеобщую грамотность, на изучение точных наук и пр. Сейчас в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информаци­онной культуры, что и должно в конечном итоге определить структу­ру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Поэтому первостепенной задачей, стоящей перед преподавателями информатики, является принятие такой концепции обучения, целью которой будет создание базы информационной культуры выпускника школы. Это обеспечит в дальнейшем его быстрейшую адаптацию в информационном обществе.

Обучение ориентировано на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на умение анализировать и логически мыслить, на целенаправленное исследование явлений и объектов.

Предлагаемая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам.

При этом наибольшее значение будет иметь уровень развития мышления, который определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная твор­ческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Особенно возрастает роль системного анализа на современном этапе, когда изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности.

Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является моделирование. Как практическое средство системного исследования различных объектов и процессов используется информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существеннее черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить иx поведение. При построении любой модели преследуются конкретные цели. Изучение одних сторон моделируемого объекта может осуществляться отказом от исследования других сторон. Для одного и того же объекта может быть построено несколько моделей, отображающих определенные стороны исследуемого объекта или характеризующих его с разной степенью детализации.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий.

1.4 Целипрограммы:

— освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

— овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

— воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

— приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Сформировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и черте­жей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учеб­ной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

1.5 Место предмета в учебном плане

Всего 35 часов из расчета 1 часа в неделю.

2. Содержание программы

2.1 Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе на:

уроки

контрольные работы


Введение. Информация и информационные процессы

4

3

1

Информационные технологии

16

15

1

Коммуникационные технологии

12

11

1

Повторение

3

3

Итого

35

32

3

2.2 Содержание тем

Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)

Информация и информационные процессы. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы.

Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»

Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»

Практическая работа №3 «Перевод текста»

Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»

Практическая работа №5 «Редактирование звука»

Практическая работа №6 «Сканирование и распознавание текста»

Информационные технологии (16 ч)

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – ЗД. Построение основных чертежных объектов.

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Практическая работа №7 «Растровая графика»

Практическая работа №8 «Векторная графика»

Практическая работа №9 «Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС»

Практическая работа №10 «Создание флеш-анимации»

Практическая работа №11 «Разработка презентации»

Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»

Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»

Практическая работа №14 «Ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа №15 «Построение диаграмм»

Коммуникационные технологии (12 ч)

Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.

Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру»

Практическая работа №17 «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа №18 «Создание подключения к Интернету»

Практическая работа №19 «Определение IP-адреса»

Практическая работа №20 «Настройка браузера»

Практическая работа №21 «Работа с электронной почтой»

Практическая работа №22 «Общение в реальном времени»

Практическая работа №23 «Работа с файловыми архивами»

Практическая работа №24 «Геоинформационные системы»

Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине»

Практическая работа №26 «Разработка сайта»

Итоговое повторение (2 ч)

3. Ожидаемые результаты

Обучающихся должны:

знать/понимать

— понятия: информация, информатика;

— виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

— единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

— сущность алфавитного подхода к измерению информации

— назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

— представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

— понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;

— назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь

— решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

— выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

-представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

— создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;

— искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

— пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;

— создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

— организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

— передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

4. Литература

4.1 Литература для обучающихся:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 212 с.
  2. Информатика. Тестовые задания. / Кузнецов А. А., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. – 2-е изд. испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 232 с.
  3. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – М.: Лаборатория знаний, 2009. 394 с.: ил.

4.2 Литература для учителя

1. Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 1 класса/ Н. Д.

Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 212 с.

  1. Информатика и образование. Ежемесячный научно-методический журнал.
  2. Информатика. Учебно-методическая газета.
  3. Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».
  4. Информатика. Тестовые задания. / Кузнецов А. А., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. – 2-е изд. испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 232 с.
  5. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – М.: Лаборатория знаний, 2006. 394 с.: ил.

7. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое

пособие / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 139 с.

5. Календарно-тематический план

Тема урока,

практического занятия

Глава, §, стр

Дата

план

факт

Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы – 4 часа

1Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.с.7-9

3.09

2Вероятностный подход к измерению информации.с.9-1010.09
3Алфавитный подход к измерению информации.с.10-1117.09
4Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»24.09

Тема 2. Информационные технологии – 16 часов

5Кодирование текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»1.1.101.10
6

Создание и форматирование документов в текстовых редакторах.

Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»

1.1.2

1.1.3

8.10
7Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»1.1.415.10
8Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4 Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа1.1.522.10
9Кодирование графической информации. Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации»1.2.129.10
10Растровая графика. Практическая работа №6 «Растровая графика».1.2.2.12.11
11Векторная графика. Практическая работа №7. «Трехмерная векторная графика»

1.2.3

с.47-53

19.11
12Практическая работа №8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

1.2.3

с.53-63

26.11
13Практическая работа №9. «Создание Flash-анимации»

1.2.3

с.63-65

3.12
14Кодирование звуковой информации. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука»1.310.12
15Компьютерные презентации. Практическая работа №11 Разработка презентации «Устройство компьютера»

1.4

17.12
16Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №12 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора»1.5.124.12
17Двоичное кодирование чисел в компьютере.1.5.214.01
18Электронные таблицы. Практическая работа №13 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»1.5.321.01
19Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №14 «Построение диаграмм различных типов».1.5.324.01
20Контрольная работа №2 «Информационные технологии»1.5.428.01

Тема 3. Коммуникационные технологии 12 часов.

21Локальные компьютерные сети. Практическая работа №15 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети»2.14.02
22Глобальная компьютерная сеть Интернет.Подключение к Интернету. Практическая работа №16 «Создание подключения к Интернету. Подключение к Интернету и определение IP-адреса»2.2, 2.311.02
23Всемирная паутина. Практическая работа №17 «Настройка браузера»2.418.02
24Электронная почта. Практическая работа №18 «Работа с электронной почтой»25.02
25Общение в Интернете в реальном времени.. Практическая работа №19 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» .

2.6

2.03
26Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.. Практическая работа № 20 «Работа с файловыми архивами» 2.7, 2.8.9.03
27Геоинформационные системы в Интернете.. Практическая работа №21 «Геоинформационные системы в Интернете» 2.916.03
28Поиск информации в Интернете. Практическая работа №22 «Поиск в Интернете» 2.1022.03
29Электронная коммерция в Интернете… Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №23 «Заказ в Интернет-магазине» .2.11, 2.126.04
30Основы языка разметки гипертекста.2.1313.04
31Практическая работа №24 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»2.1320.04
32Контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии»27.04

Повторение 2 часа.

33Повторение материала по теме «Информационные технологии»4.05
34Повторение по теме «Коммуникационные технологии»11.05
35Итоговый урок.18.05
187
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.