Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ для 8 класса 2013

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № *****»

Рассмотрено на ШМО Согласовано зам. директора Утверждаю: директор

№ _____ от ____ по УВР ___________ школы_____________

Руководитель ___________

___________ Приказ № ___ от _____

Рабочая учебная программа по

Информатике и ИКТ

для 8 класса

Учитель Информатики и ИКТ

2013г.

  1. 1. Пояснительная записка

1.1 Статус документа

Рабочая учебная программа по информатике составлена

  1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  1. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  2. Приказ комитета образования ЕАО «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013 – 2014 учебный год для общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» № 254 от 27.05.2013
  3. Инструктивно-методические письма ОблИПКПР

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

1.2 Общая характеристика учебного предмета

Любая парадигма образования во многом определяется потребностями общества, например ориентацией на гуманитарную культуру, на всеобщую грамотность, на изучение точных наук и пр. Сейчас в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информаци­онной культуры, что и должно в конечном итоге определить структу­ру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Поэтому первостепенной задачей, стоящей перед преподавателями информатики, является принятие такой концепции обучения, целью которой будет создание базы информационной культуры выпускника школы. Это обеспечит в дальнейшем его быстрейшую адаптацию в информационном обществе.

Обучение ориентировано на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на умение анализировать и логически мыслить, на целенаправленное исследование явлений и объектов.

Предлагаемая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам.

При этом наибольшее значение будет иметь уровень развития мышления, который определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого обучающегося.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная твор­ческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Особенно возрастает роль системного анализа на современном этапе, когда изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности.

Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является моделирование. Как практическое средство системного исследования различных объектов и процессов используется информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существеннее черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить иx поведение. При построении любой модели преследуются конкретные цели. Изучение одних сторон моделируемого объекта может осуществляться отказом от исследования других сторон. Для одного и того же объекта может быть построено несколько моделей, отображающих определенные стороны исследуемого объекта или характеризующих его с разной степенью детализации.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий.

1.3 Целиизучения информатики:

Сформировать понятия:

  • о видах информационных процессов;
  • о единицах измерения количества и скорости передачи информации; о принципе дискретного (цифрового) представления информации;
  • об основных свойствах алгоритма, о типах алгоритмических конструкций;
  • о программном принципе работы компьютера;
  • о назначении и функциях используемых информационных и коммуникационных техно­логий;

Учить:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информа­цию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памя­ти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглав­ления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изоб­ражения;

— создавать и использовать различные формы представления информации: форму­лы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления дан­ных к другому;

— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в ча­стности, в процессе проектирования с использованием основных операций гра­фических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осу­ществлять простейшую обработку цифровых изображений;

— создавать записи в базе данных;

— создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпыотерных источниках информации (справоч­никах и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (прин­тером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, циф­ровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргоно­мики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуни­кационных технологий;

Сформировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и черте­жей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учеб­ной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

1.4 Место предмета в учебном плане

Всего 35 часов из расчета 1 часа в неделю

  1. 2. Содержание программы

Тематический план

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Наименование практических

и контрольных работ

8 класс
1Информация и информационные процессы

9

п/р

2

к/р

1

5

4

Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Контрольная работа № 1«Количество информации».

2Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

п/р

5

к/р

1

4

3

Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

3Коммуникационные технологии

17

п/р

8

к/р

1

7

10

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контрольная работа № 3«Коммуникационные технологии».

4Повторение

2

-

2

Итоговая контрольная работа
Итого

35

16

19

2.2 Содержание тем

Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».3. Ожидаемые результаты

Обучающихся должны

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

4. Литература

1. Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2011

2. Практикум. Информатика и ИКТ./ под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2011.

5. Календарно-тематический план

№ урока

№ урока по теме

Тема урока, практическая работа, контрольная работа

Глава, параграф, страницы

Дата

план

факт

Информация и информационные процессы – 9 часов

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

§ 1.1.1. – 1.1.2.

Стр. 8-12

05.09

  1. 2.

2

Информация в обществе и технике.

§ 1.1.3 – 1.1.4

Стр. 12-17

12.09

  1. 3.

3

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».Стр. 126.

19.09

  1. 4.

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

§ 1.2.1,

1.2.2,

1.2.3.

Стр. 18-25

26.09

  1. 5.

5

Количество информации.

Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации»

§ 1.3.1

Стр. 26-28

03.10

  1. 6.

6

Определение количества информации.

§ 1.3.2.

Стр. 28-30

10.10

  1. 7.

7

Алфавитный подход к определению количества информации.

§ 1.3.3.

Стр. 30-32

17.10

  1. 8.

8

Решение задач по теме «Количество информации».

§ 1.3

Стр. 26-32

24.10

  1. 9.

9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

Компьютер как универсальное устройство обработки информации- 7 часов

  1. 10.

1

Устройство компьютера.

Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

§ 2.1-2.2

Стр.33-49.

Стр. 134

Стр. 133

14.11

  1. 11.

2

Файлы и файловая система.

Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

§ 2.3

Стр. 50-58

Стр. 130

21.11

  1. 12.

3

Программное обеспечение компьютера.

§ 2.4

Стр. 58-62

28.11

  1. 13.

4

Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

§ 2.5-2.6

Стр. 63-69

Стр. 137

05.12

  1. 14.

5

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

§ 2.7

Стр. 69-72

Стр. 140

12.12

  1. 15.

6

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

§ 2.8.

Стр. 72-78

19.12

  1. 16.

7

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

26.12

Коммуникационные технологии – 17 ч.

  1. 17.

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

§ 3.1.

Стр. 80-81

24.01

  1. 18.

2

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

§ 3.2

Стр. 81-84

Стр. 143

  1. 19.

3

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

§ 3.3

Стр. 84-94

Стр. 144

30.01

  1. 20.

4

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 10 «География Интернета».

§ 3.3

Стр. 84-94

Стр. 149

06.02

  1. 21.

5

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

§ 3.4

Стр. 94-98

Стр. 151

13.02

  1. 22.

6

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

§ 3.4

Стр. 98-100

Стр. 155

20.02

  1. 23.

7

Файловые архивы.

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

§ 3.4

Стр. 100-102

Стр. 158

27.02

  1. 24.

8

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

§ 3.4

Стр. 102-106

06.03

  1. 25.

9

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

§ 3.5

Стр. 107–110

Стр. 161

13.03

  1. 26.

10

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

§ 3.7

Стр. 113 -117

20.03

  1. 27.

11

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

§ 3.7

Стр. 117-119

03.04

  1. 28.

12

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

§ 3.7

Стр. 119-123

10.04

  1. 29.

13

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».Стр. 165
  1. 30.

14

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».Стр. 165

17.04

  1. 31.

15

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».Стр. 165

24.04

  1. 32.

16

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».Стр. 165

08.05

  1. 33.

17

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

15.05

Повторение — 2 ч

  1. 34.

1

Повторение.

29.05

  1. 35.

2

Повторение. Итоговая контрольная работа

31.05

184
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.