Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ для 7 класса 2013

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ******»

Рассмотрено на ШМО Согласовано зам. директора Утверждаю: директор

№ _____ от ____ по УВР ___________ школы_____________

Руководитель ___________

___________ Приказ № ___ от _____

Рабочая учебная программа по

Информатике и ИКТ

для 7 класса

Учитель Информатики и ИКТ


2013г.

  1. 1. Пояснительная записка

1.1 Статус документа

Рабочая учебная программа по информатике составлена

  1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  1. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  2. Приказ комитета образования ЕАО «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013 – 2014 учебный год для общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» № 254 от 27.05.2013
  3. Инструктивно-методические письма ОблИПКПР

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

1.2 Общая характеристика учебного предмета

Любая парадигма образования во многом определяется потребностями общества, например ориентацией на гуманитарную культуру, на всеобщую грамотность, на изучение точных наук и пр. Сейчас в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информаци­онной культуры, что и должно в конечном итоге определить структу­ру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Поэтому первостепенной задачей, стоящей перед преподавателями информатики, является принятие такой концепции обучения, целью которой будет создание базы информационной культуры выпускника школы. Это обеспечит в дальнейшем его быстрейшую адаптацию в информационном обществе.

Обучение ориентировано на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на умение анализировать и логически мыслить, на целенаправленное исследование явлений и объектов.

Предлагаемая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам.

При этом наибольшее значение будет иметь уровень развития мышления, который определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого обучающегося.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная твор­ческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Особенно возрастает роль системного анализа на современном этапе, когда изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности.

Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является моделирование. Как практическое средство системного исследования различных объектов и процессов используется информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существеннее черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить иx поведение. При построении любой модели преследуются конкретные цели. Изучение одних сторон моделируемого объекта может осуществляться отказом от исследования других сторон. Для одного и того же объекта может быть построено несколько моделей, отображающих определенные стороны исследуемого объекта или характеризующих его с разной степенью детализации.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий.

1.3 Целиизучения информатики:

  1. формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у обучающихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
  3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

1.4 Место предмета в учебном плане

Всего 35 часов из расчета 1 часа в неделю

  1. 2. Содержание программы

2.1 Тематический план

п/п

Тема

Количество

часов

1.

Объекты и их системы.

6

2.

Информационное моделирование

20

3.

Алгоритмика

8

Итого:

35

2.2 Содержание тем

Объекты и их системы. (6 ч.)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система.

Практические работы:

Работаем с основными объектами операционной системы.

Работаем с объектами файловой системы.

Создаём текстовые объекты.

Информационное моделирование. (20 ч.)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы.

Табличное решение логических задач. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Практические работы:

Создаём текстовые объекты.

Многоуровневые списки.

Создаём табличные модели.

Создаём табличные модели.

Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре.

Знакомимся с электронными таблицами.

Создаём диаграммы и графики.

Схемы, графы и деревья.

Алгоритмика. (8 ч.)

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Практические работы:

Итоговая работа

2 Ожидаемые результаты

Обучающихся должны

знать/понимать:

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

уметь:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

4. Литература

4.1 Литература для обучающихся:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс.: Учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 237 с.: ил.
  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике.-
  1. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г. (задачник)

  1. Информатика. Тестовые задания. / Кузнецов А. А., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. – 2-е изд. испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 232 с.

4.2 Литература для учителя

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс.: Учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 237 с.: ил.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
  3. Информатика и образование. Ежемесячный научно-методический журнал.
  4. Информатика. Учебно-методическая газета.
  5. Информатика. Тестовые задания. / Кузнецов А. А., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. – 2-е изд. испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 232 с.
  1. Босова Л. Л. Уроки информатики в7 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г. (задачник)

5. Календарно-тематический план

Тема

Параграф учебника

Дата

План

Факт

I

Объекты и системы – 6 часов

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Введение, §1.1,§1.2

7.09

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

§1.3, §1.4

14.09

3

Состав объектов. Практическая работа №3 «Создаём текстовые объекты». Задания 1-3.

§1.5

21.09

4

Системы объектов. Практическая работа №3. «Создаём текстовые объекты». Задания 4-6.

§1.6

28.09

5

Система и окружающая среда. Практическая работа №3. «Создаём текстовые объекты» Задания 7-9.

§1.7

05.10

6

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме: «Объекты и системы

§1.8

12.10

II

Информационное моделирование – 20 часов

7Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаём текстовые объекты». Задания1-3.

§2.1

19.10

8Информационные модели.

§2.2

26.10

9Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаём текстовые объекты». Задания 4-5.

§2.3

15.11

10Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаём текстовые объекты». Задания 6-7.

§2.3

22.11

11Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаём текстовые объекты». Задания 8-9.

§2.3

29.11

12Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

§2.3

07.12

13Математические модели.

§2.4

14.12

14

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа

№ 6 «Создаём табличные модели» Задания 1-2.

§2.5(1)

21.12

15Простые таблицы. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» Задания 3-4.

§2.5(2)

18.01

16Сложные таблицы. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» Задания 5-6.

§2.5(3)

25.01

17Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаём табличные модели» Задание 7.

§2.6

01.02

18Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

§2.7

08.02

19Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» Задания 1-3.

§2.8

15.02

20Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» Задания 4-6.

§2.8

22.02

21Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаём диаграммы и графики» Задания 5-7.

§2.9 (1,2)

01.03

22Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаём диаграммы и графики» Задания 1-3.

§2.9 (3)

15.03

23Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаём диаграммы и графики» Задание 4.

§2.9 (4)

22.03

24Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» Задания 1-2.

§2.10 (1)

22.03

25Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» Задания 3-5.

§2.10 (2)

02.04

26Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» Задания 6-7.

§2.10 (2,3)

15.04

III

Алгоритмика – 8 часов

27Алгоритм

— модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика.

§3.1, §3.2(1, 2)

26.04
28Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика

§3.2(3)

03.05
29

Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз.

Работа в среде Алгоритмика

§3.2(4)

10.05
30Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика

§3.3(1)

17.05
31Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика

§3.3(2, 4)

24.05
32Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика

§3.3 (5)

25.05
33-34Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа»

28.05

30.05

35 Итоговая проверочная работа31.05
168
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.