Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ для 6 класса 2013

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ** ***»

Рассмотрено на ШМО Согласовано зам. директора Утверждаю: директор

№ _____ от ____ по УВР ______________ школы_____________

Руководитель ___________

___________ Приказ № ___ от _____

Рабочая учебная программа по

Информатике И ИКТ

для 6 класса

Учитель Информатики и ИКТ

2013г.

  1. 1. Пояснительная записка

1.1 Статус документа

Рабочая учебная программа по информатике составлена

  1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  1. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  2. Приказ комитета образования ЕАО «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013 – 2014 учебный год для общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» № 254 от 27.05.2013
  3. Инструктивно-методические письма ОблИПКПР

1.2 Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; содержание программы с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки учащихся.

1.3 Общая характеристика учебного предмета

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информа­ционных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности че­ловека, живой природе и технике, учиться классифи­цировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, про водить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окру­жающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, уста­новить отношения и выразить их в предметной, графи­ческой или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интел­лектуальную мощь человека, его творческий потенци­ал. Навыки планирования, привычка к точному и пол­ному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого раз­ного происхождения.

Задача современной школы — обеспечить вхожде­ние учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, элек­тронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компь­ютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно зна­чимой для обучаемого. Это достигается за счет инфор­мационно-предметного практикума, сущность которо­го состоит в наполнении задач по информатике актуаль­ным предметным содержанием. Только в этом случаев полной мере раскрывается индивидуальность, интел­лектуальный потенциал обучаемого, проявляются по­лученные на занятиях знания, умения и навыки, за­крепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного ин­формационного общества.

1.4 Целиизучения информатики:

  • формирование у обучающихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.

2. Содержание программы

2.1 Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе на:

уроки

практические работы

контрольные, практические контрольные работы


Компьютер и информация

11

11

5

2

Человек и информация

12

12

5

2

Алгоритмы и исполнители

10

10

5

2

Повторение

2

2

-

Итого:

35

35

15

6

2.2 Содержание тем

Компьютер и информация (11 ч)

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в дво­ичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьюте­ра. Изображения в памяти компьютера. Единицы из­мерения информации.

История вычислительной техники.

История счета и систем счисления.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 1. Работа с файлами и папками. Часть 1.

Практическая работа № 2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа № 3. Редактирование и фор­матирование текста. Создание надписей.

Практическая работа № 4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа № 5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.

Человек и информация (12 ч)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мыш­ления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, пе­рекрещивание, подчинение, соподчинение, противопо­ложность, противоречие). Определения понятий. Суж­дения. Умозаключения.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 6. Создание таблиц.

Практическая работа № 7. Таблицы. Размещение текста и графики.

Практическая работа № 8. Таблицы. Построение диаграмм.

Практическая работа № 9. Графический редактор

Практическая работа № 10. Графические возмож­ности текстового процессора World.

Практическая работа № 11. Рисунок на свободную тему.

Алгоритмы и исполнители (10 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова алго­ритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирова­ния Qbasik. Исполнитель LINЕ. Исполнитель LINЕ. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгорит­мы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 12. Линейная презента­ция «Часы».

Практическая работа № 13. Гиперссылки. Презен­тация «Времена года».

Практическая работа № 14. Циклическая презен­тация «Скакалочка».

Практическая работа № 15. Работа с файлами и папками. Часть 2.

3. Ожидаемые результаты

Обучающихся должны:

v определять, информативно или нет некоторое со­общение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

v понимать смысл терминов «понятие», «сужде­ние», «умозаключение»;

v приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; различать необходимые и достаточные условия;

v иметь представление о позиционных и непозици­онных системах счисления;

v уметь переводить целые десятичные числа в двоич­ную систему счисления и обратно;

v иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

v иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

v уметь пользоваться стандартным графическим ин­терфейсом компьютера;

v определять назначение файла по его расширению;

v выполнять основные операции с файлами;

v уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, созда­ния списков и таблиц;

v уметь применять инструменты простейших графи­ческих редакторов для создания и редактирования рисунков;

v создавать простейшие мультимедийные презента­ции для поддержки своих выступлений;

v иметь представление об этических нормах работы синформационными объектами.

4. Литература

4.1 Литература для обучающихся:

  1. Босова Л. Л. Информатика. Учебник для 6 класса, — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
    1. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г. (задачник)

4.2 Литература для учителя

1 Босова Л. Л. Информатика. Учебник для 6 класса, — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний

2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний

3. Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

4. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике.- М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2009 г. (задачник)

5. Календарно-тематический план

№ урока

Тема

Кол-во часов (минут)

Краткое содержание

Дата

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Домашнее задание

теория

практика

план

факт

IКомпьютер и информация

11 ч

  1. 1.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

30

15

Информация, данные, информатика, компьютер

08.09

Информатика как наука о способах хранения, обработки и передачи информации (повторение), аппаратное и программное обеспечение компьютера (повторение), история вычислительной техники, основы пользовательского интерфейса (повторение), техника безопасности и организация рабочего места§ 1.1, РТ: № 1, № 2-с. 3

  1. 2.

Файлы и папки.

Практическая работа № 1. Работа с файлами и папками. Часть 1

25

20

Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами (модификация, копирование, удаление, перемещение), окно Мой компьютер

15.09

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией§ 1.2, РТ: № 6-с. 5, № 7-с. 6

  1. 3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа № 2 (задание 1). Ввод, редактирование и форматирование текста

25

20

Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная, позиционная системы счисления

22.09

Файл, операции с файлами, основные элементы окна Мой компьютер (или окно какой-нибудь папки)§ 1.3 (с. 16-17), § 4.3, РТ: № 12, № 14-с. 10, № 15, 16-с. 11

  1. 4.

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа № 2 (задание 2). Ввод, редактирование и форматирование текста

25

20

Двоичная система счисления, двоичное кодирование

29.09

Система счисления, позиционная и непозиционная системы счисления§ 1.3 (с. 18-19), РТ: № 17, 18-с. 12

  1. 5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением калькулятор

25

20

Двоичная система счисления, двоичное кодирование

06.10

Перевод чисел в двоичную систему счисления§ 1.3, РТ: № 21-с. 14-15

  1. 6.

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа № 3 (задание 1). Редактирование и форматирование текста. Создание надписей

25

20

Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись

13.10

Двоичный код целого десятичного числа§ 1.3 (с. 21-23), РТ: № 25-с. 19, № 26-с. 20, № 29-с. 23, № 30-с. 23

  1. 7.

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа № 3 (задание 2). Редактирование и форматирование текста. Создание надписей

25

20

Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись

20.10

Двоичное кодирование текстовой информации§ 1.3 (21-23), РТ: № 32-35, с. 25-28

  1. 8.

Практическая контрольная работа № 1. Создание документов в текстовом процессоре Word.

15

30

Двоичное кодирование, кодировочная таблица, текстовый документ, этапы создания текстового документа (ввод, редактирование, форматирование)

27.10

Двоичное кодирование текстовой информации, создание текстовых документов

  1. 9.

Растровое кодирование графической информации

30

15

Графический объект, пиксель, растровое кодирование

10.11

Устройства компьютера, память компьютера§ 1.3 (с. 23-26), РТ: № 37-39-с. 29-32

  1. 10.

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа № 4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки

25

20

Нумерованный список, векторное кодирование

17.11

Представление графической информации в цифровом виде§ 1.3, РТ: № 40, № 41(дополнительно)-с. 32-35

  1. 11.

Единицы измерения информации.

Практическая работа № 5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки

25

20

Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список

24.11

Цифровые данные§ 1.4, РТ: № 43, 44-с. 38IIЧеловек и информация

12 ч

  1. 12.

Контрольная работа № 1. Компьютер и информация.

Информация и знания.

Практическая работа № 6 (задания 1-2). Создание таблиц

30

15

Информация, информативность, знание, факт, правило

01.12

Двоичное кодирование информации§ 2.1, РТ: № 1-6-с. 39-41

  1. 13.

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа № 6 (задания 3-4). Создание таблиц

30

15

Ощущение, восприятие, представление

08.12

Информация, информативное сообщение, факт, правило§ 2.2, РТ: №7-с. 41

  1. 14.

Понятие как форма мышления.

Практическая работа № 7. Таблицы. Размещение текста и графики

25

20

Логика, объект, признак, понятие

15.12

Ощущение, восприятие, представление§ 2.3, РТ: № 9, 10-с. 43-44

  1. 15.

Как образуются понятия.

Практическая работа № 8 (задания 1-2). Таблицы. Построение диаграмм

25

20

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение

22.12

Существенные признаки объекта, понятие§ 2.3 (38-40), РТ: № 11-с. 45, № 17-с. 48

  1. 16.

Обработка информации.

Практическая контрольная работа № 2. Структурирование и визуализация информации.

15

30

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование, наглядное представление

12.01

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование и визуализация информации средствами текстового процессора

  1. 17.

Содержание и объем понятия.

Практическая работа № 8 (задание 3). Таблицы. Построение диаграмм

25

20

Содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие

19.01

Понятие информации для человека, факт, правило, формы получения знаний человеком, мышление, понятие, логические приемы образования понятий§ 2.2 (с. 42-44), РТ: № 21, 22-с. 50-51

  1. 18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа № 8 (задания 4-5). Таблицы. Построение диаграмм

25

20

Отношение тождества, отношение пересечения, отношение подчинения

26.01

Содержание понятия, объем понятия§ 2.3 (с. 45-48), РТ: № 23-с. 52, № 27-с. 59-60

  1. 19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа № 9 (задания 1-2). Графический редактор Paint

25

20

Отношение соподчинения, отношение противоречия, отношение противоположности

02.02

Сравнение понятий, графические возможности компьютера§ 2.3 (с. 48-50), РТ: № 26-с. 57-58, № 31-с. 64

  1. 20.

Определение понятия.

Практическая работа № 9 (задания 3-6). Графический редактор Paint

25

20

Понятие, определение понятия

09.02

Объект окружающего мира, существенные признаки объекта, понятие, сравнение понятий§ 2.3 (с. 51-53), РТ: № 32-с. 64-65

  1. 21.

Классификация.

Практическая работа № 8 (задания 7-8). Таблицы. Построение диаграмм

25

20

Классификация, основание классификации, естественная классификация, вспомогательная классификация

16.02

Определение понятия§ 2.3 (с. 54-55), № 3 с. 55; РТ: № 29-с. 62

  1. 22.

Суждение как форма мышления.

Практическая работа № 10 (задания 1-2). Графические возможности редактора Word

25

20

Суждение, простое суждение, сложное суждение, необходимое условие, достаточное условие

02.03

Назначение классификации, естественная и вспомогательная классификации§ 2.4, РТ: № 1, № 34-35-с. 67-72

  1. 23.

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа № 10 (задания 3-4). Графические возможности редактора Word

25

20

Умозаключение

09.03

Характеристика понятия как формы мышления, характеристика суждения как формы мышления§ 2.4, РТ: № 36-38-с. 73-74, № 11IIIАлгоритмы и исполнители

10 ч

  1. 24.

Контрольная работа № 2. Человек и информация.

Что такое алгоритм.

Практическая работа № 11.Создание рисунка в графическом редакторе Paint

25

20

Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм

16.03

Понятие, суждение, вид суждения, логические приемы формирования понятий§ 3.1, РТ: № 1-3-с. 75-76, № 6-с. 78

  1. 25.

Исполнители вокруг нас.

Логическая игра

25

20

Исполнитель, система команд исполнителя

22.03

Алгоритм, исполнитель алгоритма§ 3.2, РТ: № 7-10-с. 79-80

  1. 26.

Формы записи алгоритмов.

Практическая контрольная работа № 3. Создание графических объектов.

15

30

Список и таблица как формы записи алгоритма, блок-схема

13.04

Исполнитель алгоритма, построение графических объектов в графическом редакторе Paint и текстовом процессоре Word

  1. 27.

Линейные алгоритмы.

Практическая работа № 12. PowerPoint. «Часы»

25

20

Тип алгоритма, линейный алгоритм; создание базового изображения часов

20.04

Алгоритм, исполнитель алгоритма, формы записи алгоритмов, блок-схема§ 3.4 (с. 73), РТ: № 27-с. 98

  1. 28.

Практическая работа № 12. PowerPoint. «Часы»

45

Размножение базового слайда, внесение изменений, настройка режима смены слайдов

27.04

РТ: № 28-с. 98

  1. 29.

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа № 13. PowerPoint. «Времена года»

25

20

Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка; создание слайдов

04.05

Алгоритм, линейный алгоритм§ 3.4 с. 74-76, РТ: № 34-35-с. 102-103

  1. 30.

Практическая работа № 13. PowerPoint. «Времена года»

45

Создание гиперссылок, настройка переходов по гиперссылкам

11.05

№ 40-с. 108, № 42-с. 109

  1. 31.

Циклические алгоритмы.

Практическая работа № 14. PowerPoint. «Скакалочка»

25

20

Тип алгоритма, циклический алгоритм; создание базового рисунка для презентации, редактирование копий

18.05

Ветвление, алгоритмы с ветвлением, алгоритм нахождения простых чисел§ 3.4 (с. 76-77), РТ: № 44-с. 110-111

  1. 32.

Практическая работа № 14. PowerPoint. «Скакалочка»

45

Редактирование слайдов, настройка режима показа слайдов

25.05

№ 45-46-с. 112-113

  1. 33.

Контрольная работа № 3. Алгоритмы и исполнители.

Систематизация информации.

Практическая работа № 15. Работа с файлами и папками. Часть 2

20

25

Алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением, циклический алгоритм, блок-схема, файл, папка

28.05

Алгоритм, блок-схема, исполнитель

  1. 34.

Повторение по теме: «Человек и информация».

45

29.05

  1. 35.

Итоговый урок

45

31.05

Всего

35часа

125
RSS
04:25
 Уже не актуальная информация
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.