Рабочая учебная программа по Информатике для 5 класса

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №***»

Рассмотрено на ШМО Согласовано зам. директора Утверждаю: директор

№ _____ от ____ по УВР ___________ школы_____________

Руководитель ___________

___________ Приказ № ___ от _____

Рабочая учебная программа

по

Информатике

для 5 класса

Учитель Информатики и ИКТ

2013г.

  1. 1. Пояснительная записка

1.1 Статус документа

Рабочая учебная программа по информатике составлена

  1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  1. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  2. Приказ комитета образования ЕАО «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013 – 2014 учебный год для общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» № 254 от 27.05.2013
  3. Инструктивно-методические письма ОблИПКПР

1.2 Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; содержание программы с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки обучающихся.

1.3 Целиизучения информатики:

  • формирование у обучающихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.

2. Содержание программы

2.1 Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество

В том числе:

уроки

практические работы

контрольные, проверочные работы


Компьютер для начинающих

9

9

4

1

Информация вокруг нас

8

8

1

Информационные технологии

15

15

9

1

Информация вокруг нас

3

3

1

1

Итого:

35

35

.4

2.2 Содержание тем

Компьютер для начинающих (9 ч)

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиату­ра. Группы клавиш. История латинской раскладки кла­виатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компью­тером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1. Знакомство с клавиату­рой.

Практическая работа № 2. Освоение мыши.

Практическая работа № 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.

Практическая работа № 4. Управление компьюте­ром с помощью меню.

Практическая работа № 5. Выполнение вычисле­ний с помощью приложения Калькулятор.

Клавиатурный тренажер.

Информация вокруг нас (8 ч)

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

В мире кодов. Язык жестов. Формы представления Информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления формации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы пред­ставления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение фор­мы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование ин­формации по заданным правилам. Преобразование ин­формации путем рассуждений. Разработка плана дей­ствий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие

изучаемый материал.

Практическая работа № 13. Работа с фрагментами рисунка.

Практическая работа № 14. Анимация.

Практическая работа № 15. Анимация. Сюжет на свободную тему.

Информационные технологии (15 ч)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 6. Ввод текста.

Практическая работа № 7. Редактирование текста.

Практическая работа № 8. Форматирование текста.

Практическая работа № 9. Знакомство с инстру­ментами рисования графического редактора.

Практическая работа № 10. Раскраска.

Практическая работа № 11. Пригласительный билет

Практическая работа № 12. Создание комбиниро­ванных документов.

Итоговая контрольная работа (20 минут)

3. Ожидаемые результаты

Обучающихся должны:

v понимать и правильно применять на бытовом уров­не понятия «информация», «информационный объект»;

v различать виды информации по способам её вос­приятия человеком, по формам представления нематериальных носителях;

v приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

v при водить примеры информационных носителей; иметь представление о способах кодирования ин­формации;

v уметь кодировать и декодировать простейшее сооб­щение;

v определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

v различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

v запускать программы из меню Пуск;

v уметь изменять размеры и перемещать окна, реа­гировать на диалоговые окна;

v вводить информацию в компьютер с помощью кла­виатуры и мыши;

v уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

v уметь применять простейший графический редак­тор для создания и редактирования рисунков;

v уметь выполнять вычисления с помощью приложе­ния Калькулятор;

v знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

4. Литература

4.1 Литература для обучающихся:

  1. Босова Л. Л. Информатика. Учебник 5 класс, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь 5 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний

3. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике.- М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2009 г. (задачник)

4.2 Литература для учителя:

1.Босова Л. Л. Информатика. Учебник 5 класс, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний

2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь 5 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний

  1. Босова Л. Л. Информатика. Учебник для 6 класса, — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
  3. Босова Л. Л. Уроки информатики в 5- 6 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике.- М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г. (задачник)

5. Календарно-тематический план

№ урока

Тема

Кол-во часов (мин)

Краткое содержание

Дата

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Домашнее задание

тео-рия

прак-тика

план

факт

Компьютер для начинающих

  1. 1.
Информация-Компьютер-Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

45

Информация, данные, информатика, компьютер

03.09

§ 1.1, § 2.2, РТ1: № 1, № 2-с. 3
  1. 2.
Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер

25

20

Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение

10.09

Понятия информации, информатики, назначение компьютера § 2.1, § 2.2, РТ: № 1-с. 50
  1. 3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой

25

20

Устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш

17.09

Основные устройства компьютера, правила организации своего рабочего места § 2.3 (с. 68-70), РТ: № 6-с. 53, № 10, № 11-с. 57, № 8-с. 54-55
  1. 4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

25

20

Символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре

24.09

Устройства ввода информации, группы клавиш на клавиатуре § 2.3 (с. 70-73), РТ: № 9-с. 56, № 12-с. 58
  1. 5.

Программы и файлы.

Клавиатурный тренажер

25

20

Программное обеспечение, операционная система, прикладная программа (приложение), файл

1.10

Группы клавиш, правила работы на клавиатуре, техника безопасности § 2.4, § 3.10, РТ: № 5-с. 53
  1. 6.

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа № 2. Освоение мыши

25

20

Рабочий

стол, значок (Мой компьютер, Корзина, Мои документы), ярлык, кнопка,

действия с мышью (перемещение, щелчок, двойной щелчок, щелчок правой

кнопкой, перетаскивание)

08.10

Устройства компьютера, программное обеспечение, операционная система, прикладные программы § 2.5, § 2.6, РТ: № 13-с. 59, № 15-с. 60
  1. 7.

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа № 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы

25

20

Меню, Главное меню, окно, элементы окна

15.10

Элементы Рабочего стола, назначение мыши, управление компьютером с помощью мыши § 2.7, РТ: № 16, № 17-с. 60, № 22 б)-с. 62
  1. 8.
Управление компьютером с помощью меню.

45

Раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно

22.10

  1. 9.

Проверочная работа № 1. Устройство компьютера. Основы пользовательского интерфейса

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа № 4. Управление компьютером с помощью меню

30

15

Раскрывающееся

меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления (поле

ввода, список, раскрывающийся список, переключатель, флажок, вкладка,

кнопка)

29.10

Элементы Рабочего стола, назначение мыши, элементы окна Придумать и изобразить свое диалоговое окно (пример с. 83)

Информация вокруг нас

  1. 10.
Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти)

35

10

Информация,

действия с информацией, оперативная (внутренняя) память, внешняя

память, память отдельного человека, память человечества

12.11

Устройство

компьютера, программное обеспечение, способы взаимодействия

пользователя с компьютером, правила техники безопасности и организации

рабочего места

§ 1.2, § 1.3, РТ: № 4-с. 5
  1. 11.
Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

30

15

Носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск

19.11

Действия с информацией, хранение информации § 1.4, § 3.2, РТ: № 3-с. 4
  1. 12.
Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

30

15

Источник информации, информационный канал, приемник информации

26.11

Информация, хранение и действия с информацией, носители информации § 1.5, в. 1-4; РТ: № 6-с. 12
  1. 13.
Кодирование информации

45

-

Условный знак, код, кодирование

03.12

Современные носители информации, источник и приемник информации § 1.6, РТ: № 13-18-с. 15-21
  1. 14.
Формы представления информации. Метод координат

45

-

Код, кодирование, графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования

10.12

Код, кодирование информации, цели кодирования § 1.7, § 1.8, РТ: № 27-28-с.26, № 30 (кол-во вариантов-по желанию)-с.28-33
  1. 15.
Текст как форма представления информации. Логическая игра

30

15

Текст, текстовая форма представления информации

17.12

Хранение, передача, кодирование информации, формы представления информации § 1.9, РТ: № 9-11-с. 14, № 31-с. 34 (построить одну из цепочек по выбору обуч-ся)
  1. 16.
Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой»

35

10

Таблица, графа таблицы, строка таблицы

24.12

Способы кодирования информации, текстовая форма представления информации § 1.10, РТ: № 33, 34-с. 35
  1. 17.

Наглядные формы представления информации.

Проверочная работа № 2. Информация вокруг нас

45

-

Схема, диаграмма, наглядная форма представления информации

14.01

Формы представления информации РТ: № 26-с. 25, № 38-с. 37

Информационные технологии
  1. 18.

Обработка информации.

Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор

25

20

Информация, обработка информации, информационная задача

21.01

Информация,

действия с информацией, носители информации, схема передачи информации,

способы кодирования, основные устройства компьютера, основные элементы

Рабочего стола, основные элементы окна, правила техники безопасности при

работе на компьютере

§ 1.12, РТ: № 27, 28-с. 64
  1. 19.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа № 6. Ввод текста

25

20

Текстовый редактор, текстовый процессор, документ

28.01

Обработка информации, типы обработки информации § 2.9, с. 85-86, РТ: № 34-с. 66
  1. 20.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа № 7. Редактирование текста

25

20

Редактирование, вставка, замена, удаление

04.02

Текстовый редактор, текстовый процессор, обработка текстовой информации § 2.9 (с. 86-87), РТ: № 29-с. 27
  1. 21.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа № 7. Редактирование текста

25

20

Фрагмент, буфер

11.02

Элементы

окна текстового процессора, текстовый документ, этапы подготовки

текстового документа, правила ввода текста, редактирование,

форматирование текста, принтер

§ 2.9 (с. 86-87), в. 5-6 с. 89; РТ: № 35-с. 67
  1. 22.

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа № 7. Редактирование текста

25

20

Редактирование, поиск, замена

18.02

Элементы окна текстового процессора § 2.9 (с. 86-87), § 1.13 (с. 48-49), № 7, с. 51, № 8, с. 58; РТ: № 36-с. 68
  1. 23.
Изменение формы представления информации. Систематизация информации

45

-

Информация,

обработка информации, систематизация, сортировка (упорядочение) – по

алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности

25.02

Формы представления информации § 1.13 (с. 47-48), РТ: № 39-с. 41, № 40-43-с. 42-44
  1. 24.

Форматирование – изменение формы представления информации.

Практическая работа № 8. Форматирование текста

20

25

Форматирование, выравнивание (влево, вправо, по центру), шрифт, начертание

04.03

Систематизация информации, поиск информации § 2.9 (с. 87-89); РТ: № 37-с. 68, № 38-с. 69
  1. 25.

Компьютерная графика.

Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора

25

20

Компьютерная графика, графический редактор 11.03 Текстовый процессор, этапы подготовки текстового документа, изменение формы представления информации § 1.13, § 2.10 (с. 90); РТ: № 39-40-с. 70
  1. 26.

Инструменты графического редактора.

Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора

15

30

Обработка

информации, систематизация, поиск, кодирование информации, компьютерная

графика, графический редактор, инструменты графического редактора

18.03

Основные элементы окна приложения Paint § 2.10 (с. 90-91); РТ: № 43-44-с. 72-73
  1. 27.

Обработка графической информации.

Практическая работа № 10. Раскраска.

Проверочная работа № 3. Текстовый редактор, графический редактор

20

25

Обработка

информации (систематизация, поиск, кодирование), текстовый процессор,

документ, графический редактор, сканер, графический планшет

25.03

Основные элементы окна приложений Paint, WordPad, компьютерная графика, графический редактор § 3.14, в тетради
  1. 28.

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа № 11. Пригласительный билет.

Практическая работа № 12. Создание комбинированных документов

15

30

Текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ

01.04

Информация, информационные процессы, назначение компьютера, обработка текстовой и графической информации § 2.9, § 2.10, РТ: № 41-с. 71
  1. 29.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор

30

15

Входная информация, выходная информация, правило преобразования (обработки) информации

15.04

Основные действия с информацией, приложения для обработки текстовой, графической, числовой информации § 1.14 (с. 53-55); РТ: № 45-с. 45
  1. 30.

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа № 13. Работа с фрагментами

25

20

Входная информация, выходная информация, логические рассуждения

22.04

Обработка информации § 1.14 (с. 55-56); РТ: № 35-36-с. 36, № 45-с. 73
  1. 31.
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик»

30

15

Информационная задача, входные данные, выходные данные, план действий

29.04

Обработка информации § 3.8, № 9-с. 60-61; РТ: № 49-с. 48
  1. 32.
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа»

30

15

Информационная задача, входные данные, выходные данные, план действий

06.05

Обработка информации § 1.14, § 3.9, № 10-с. 61; РТ: № 48-с. 47, № 50-с. 29

Информация вокруг нас

  1. 33.

Итоговая контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 14. Анимация (начало)

35

10

Сюжет, видеосюжет

13.05

Преобразование информации, план действий § 2.11
  1. 34.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 14. Анимация (завершение)

10

35

Анимация, настройка анимации

20.05

Сюжет, видеосюжет, создание видеосюжета Придумать сюжет для анимации. Дать название и подробно описать планируемую последовательность событий
  1. 35.
Итоговый урок.

45

27.05

Всего

35 часа

241
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.